Меню
8 (496) 27-62293 143163, Московская область, Рузский район, с. Богородское, ул. Парковая, д.8 tatyruchka@yandex.ru
Заведующий Ручкина Татьяна Юрьевна Написать письмо
Главная»Доступная среда

Доступная среда

Во исполнение письма Министерства образования Московской области

от 10.12.2018 № Исх-18501/16-09к и в соответствии с письмом Министерства

труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 23.11.2018 №

13-1/10/В-9348 информирую о том, что разработан видеокурс для

самостоятельного изучения родителями глухих детей от 0 до 3 лет основ

общения на русском жестовом языке (далее - видеокурс).

Видеокурс предназначен как для слышащих родителей, так и родителей с

нарушением слуха, глухих и слабослышащих детей и детей с кохлеарными

имплантами, а также для педагогов и воспитателей дошкольных

образовательных организаций, работающих с детьми с нарушениями слуха.

Видеокурс размещен на главной странице интернет-портала «Жить

вместе» (zhit-vmeste.ru) по ссылке http :// zhit - vmeste . ru / course / .

Термин «доступная» или «безбарьерная» среда упоминается во многих законодательных актах РФ, и в разных источниках имеет различное толкование. Обобщив встречающиеся определения, термин «доступная среда» может выглядит так: безбарьерная среда Это такие элементы окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. 
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, - обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни. 
Существуют разные виды физических, сенсорных и иных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления к окружающей среде. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни так называемых «маломобильных» людей, особенно с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. 

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата
  • (включая инвалидов, использующих кресла – коляски);
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха;
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
  • Временно нетрудоспособные;
  • Беременные женщины;
  • Люди с детскими колясками;
  • Дети дошкольного возраста.

Как видно из приведенного перечня, к маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относятся ещё большое количество социальных групп, поэтому всё, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений.

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация.Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

Источник: https://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou

 

Управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для МБДОУ "Детский сад №42" для  предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации

  • адаптированных образовательных программ детский сад не реализует;
  • возможност доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ- условно доступна(кроме инвалидов-колясочников);
  • условия питания инвалидов и воспитанников с ОВЗ имеются  ;
  • охрана здоровья инвалидов и воспитанников с ОВЗ доступна;
  • специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и воспитанников с ОВЗ нет;

п/п

Предлагаемые управленческие решения по объемам работ, необходимым для приведения объекта и предоставляемых на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Период проведения работ

1

Капитальный ремонт здания

2020

2

Установка пандусов

2017

3

Установка поручней

2017

4

Реконструкция санузлов

2018

5.

Адаптирование прилегающей территории

2020

6.

Адаптирование пешеходной дорожки от остановки до здания

2020

7.

Адаптирование  внутризонового пространства

2020

8

Обучение сотрудников  навыкам работы с инвалидами

постоянно

9

Заложить в смету капремонта расширение дверных проемов

2020

Ожидаемый результат (по состоянию доступности) после выполнения  работ

_Доступность дошкольного образования маломобильной группе населения для оказания услуг по дошкольному воспитанию детей в возрасте от 3 до 7 лет , трудоустройство представителей  маломобильной группы населения 

Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ и инвалидовПредметно-развивающая среда для детей с ОВЗ и инвалидов
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с "нормативно-развивающимися детьми". Поэтому педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети инвалиды.
Предметно-развивающая среда-это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание на изменение, обогащение, улучшение ПРС для детей с ОВЗ и инвалидов.
ПРС должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития
- показатели здоровья дошкольников
- психолого-физиологические особенности
- уровень общего развития
- коммуникативные особенности и речевое развитие
- эмоциональное благополучие.
Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, социальных прав и интересов.
Поэтому работа с детьми с ОВЗ и инвалидами направляется на обеспечение условий, открывающих возможности усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. ПРС в ДОУ для детей с ОВЗ и инвалидов является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития для детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие ПРС в обычной группе, т.к. она решает задачи коррекционной помощи и организации условий соответствующих задачам образования и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов.
В соответствии с ФГОС, в группах предлагается провести зонирование, т.е.отделить игровую зону и зону для творчества. Наполняемость зон соответствует учету зоны актуального развития самого слабого ребенка и зоны ближайшего развития самого сильного ребенка.
Размещение по центрам развития (уголкам, секторам) позволяет детям объединяться подгруппами по интересам, а так же соблюдать принцип интеграции.
Таким образом, в группе создаются уголки познавательно-исследовательской деятельности, театрально-игровой деятельности, центр конструктивно-модельной деятельности, сюжетно-ролевых игр.
Интегративный подход обеспечивает процесс связанности и взаимодействия отдельных образовательных направлений, содержания образования, обеспечивающий целостность познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития ребенка.
Учитывая ФГОС, ПРС для детей с ОВЗ и инвалидов должна способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов. Должны присутствовать элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. ПРС должна иметь подвижные трансформирующиеся границы, а так же изменяться (сжиматься и расширяться) по объему. Дети с ОВЗ и инвалиды, имеют физиологические и психические отличия от обычных детей, поэтому ПРС для них должна отвечать критериям оценки не только материально-технических, но и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Группы, где находятся дети с ОВЗ и инвалиды, должны быть оборудованы специальной мебелью. Детей с ДЦП нужно обеспечить ортезами (фиксаторами вертикального положения), индивидуальной мебелью. Должно быть оборудовано не только групповое пространство, но и туалетная комната, приемная, музыкальный и спортивные залы .
Дошкольные учреждения коррекционной направленности и компенсирующего вида утратили свою значимость благодаря введению системы инклюзивного образования. Но для этого ДОУ должны правильно организовать предметно-развивающую среду для детей с ОВЗ и инвалидов. К сожалению, определенных требований к такой среде еще не представлено, поэтому педагоги вынуждены самостоятельно организовывать ПРС, опираясь на медицинские рекомендации и свое творчество.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
6. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. а Вам понять его.
8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так. Чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.
9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.
10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.
Заведующий Ручкина Татьяна Юрьевна Написать письмо