Заведующий Ручкина Татьяна Юрьевна Написать письмо
Главная»Материально-техническое обеспечение»Медико-психологическая служба

Медико-психологическая служба

Психологическая служба поддержки дошкольника в соответствии с  ФГОС ДО

Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов образовательно - воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребѐнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребѐнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребѐнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать. Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования, реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека. Психологическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребѐнка. Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей. Объект психологического сопровождения - воспитательно- образовательный процесс. Субъект психологического сопровождения - психическое развитие ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Предмет - социально-психологические условия дошкольного образовательного учреждения. Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне психологического, эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого благоприятного фона и на достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ ДОУ, и направлена деятельность педагога-психолога.

Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте (к 3-м годам) и на этапе завершения дошкольного образования (к 7- 8 ми годам).

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Цель работы педагога – психолога в ДОУ: комплексное психолого- педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, направленное на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста (обеспечение психологического здоровья ребенка, основу которого составляет полноценная реализация возможностей психического развития на каждом возрастном этапе). Задачи работы педагога-психолога: 

Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

 Создание в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивностью его общения с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников

 Создание условий для продуктивного развития высших психических функций у ребѐнка при построении образовательной работы с учѐтом «зоны ближайшего развития».

 Содействие формированию у ребѐнка социальных качеств, общей культуры личности, способности к активному социальному взаимодействию, развитию инициативности, самостоятельности, ответственности, способности к контролю и самоорганизации

 Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.

 Участие в обеспечении равных возможностей полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья)

 Раскрытие и развитие интеллектуального и личностного потенциала, способностей ребѐнка.

 Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

 Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития.

 Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов.

 Оказание своевременной психологической помощи и поддержки родителям воспитанников и членам педагогического коллектива ДОУ в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний и пр.

 Психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации еѐ содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей. При определении оптимальных условий развития необходимо учитывать не только задачи развития и воспитания, но и возраст ребенка. Тот или иной возрастной период сенситивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, которые служат опорой, базой, стартовым плацдармом для последующего развития. Поэтому ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода, определенного типа воздействия.

Психология профессионального и личностного выгорания учителя

Чтобы учитель мог вести за собой ученика, очевидно, что ему необходим высокий уровень мастерства.

Оказать сильное влияние на развитие личности ребенка может только человек, значимый для него. В.А. Петровским используется понятие «отраженная субъективность»: «…бытие кого-либо в другом и для другого. Смысл выражения: «Человек отражен во мне как субъект»» — означает, что я более или менее отчетливо переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, его готовность осуществить преобразование этой ситуации, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моих отношений к миру.

Учитель как яркая, интересная личность отражается в своем ученике, и тогда его воспитывающее влияние оказывается сильным, в некоторых трудных для ребенка ситуациях, может быть, решающим. Школьник поступает так, как это сделал бы его любимый педагог, делает такой выбор и проявляет такие качества, которые бы тот одобрил. Стоит заметить, что отраженная субъективность может иметь и негативный эффект: взрослый оставляет в душе ребенка такой след, что сужается круг духовных потребностей, перестают развиваться способности. В случае взаимодействия ученика и учителя вариант регресса исключается: либо педагог значим, и способствует интенсивному развитию, либо незначим и оставляет ребенка равнодушным к специально организованным педагогическим воздействиям, мало влияет на ход его развития.

Значимость учителя и степень его влияния на школьника определяется, в первую очередь, личностными особенностями среди разнообразных индивидуальных черт выделяют профессионально значимые качества, необходимые для достижения достаточно высокого уровня педагогического мастерства. Единого мнения о наборе этих качеств среди психологов и педагогов нет. В списки профессионально важных личностных свойств учителя входит до 55 качеств ( Л.М. Митина ).

Таким образом, учитель – разносторонняя личность с активной гражданской позицией, с установкой на служение людям. С такой направленностью согласуется ряд личностных особенностей:

​ Развитые моральные чувства ( гуманизм, вера в человека, чуткое, теплое отношение и доверие к детям, стремление видеть в каждом ученике его положительные стороны ).

​ Интерес к школьникам, их жизни, умение увлечься тем, что увлекает детей.

​ Широкие и содержательные познавательные интересы ( эрудиция в своей сфере, знание литературы и искусства, любознательность в целом ).

​ Принципиальность ( правдивость, справедливость, беспристрастность ).

​ Педагогический оптимизм ( жизнерадостность, бодрость ).

Учителя как профессионала отличает также эмоциональность, богатство и полнота чувств. Увлеченность педагога вызывает ответный эмоциональный отклик в классе. Но как отмечал Ф.Н. Гоноболин, на уроке эмоциональность должна сочетаться с логикой изложения учебного материала. Им выделены три стиля умственной деятельности учителя. При аналитическом стиле, т.е. рассудочном, «холодном» подходе к материалу, преподавание становится сухим, безжизненным, лишенным интереса для учащихся. При противоположном, синтетическом стиле, факты и явления схватываются в целом и ярко эмоционально излагаются, но при этом упускаются важные детали, так что ученики недостаточно понимают и не могут проанализировать материал. Оптимальный стиль возможен только при балансе рационального и эмоционального начал.

Развитая эмоциональность окрашивает не только непосредственно профессиональную деятельность учителя, но и все его занятия и интересы, которыми он, впрочем, делится с детьми. Если он театрал, то страстный театрал, если он интересуется, помимо своего предмета, географией и историей, появляется страсть к путешествиям и так далее.

С яркой эмоциональностью сочетается, не подавляя ее, сила воли. Волевые качества, с одной стороны, проявляются в инициативности, стремлении к достижению поставленных целей. В общении с учащимися педагог настойчив, требователен «до конца», непременно добивается нужных результатов и нужного поведения. С другой, сила воли – выдержка, самообладание, умение регулировать свои собственные побуждения и аффекты.

Специфическое качество учителя – педагогический такт, чуткость, способность индивидуализировать подход к ученику. Без педагогического такта невозможно полноценное общение с детьми. С этим качеством связаны чувство меры и педагогическая интуиция. Чувство меры влияет и на характер взаимодействия учителя с классом, и на психологический климат школы.

Проявление такта учителя предполагает педагогическую интуицию – быстрое понимание главного в личности конкретного ученика и ситуации, создавшейся в классе. Обладающий интуицией учитель не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть, что вызывает уважение учеников, особенно подростков.

Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как любовь к детям, справедливость, требовательность и педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция, обеспечивают ему авторитет. Н.Д. Левитов различает учителей, имеющих истинный и ложный авторитет. Вариантов ложного авторитета много, все они обусловлены отсутствием необходимых качеств ( например, любви к детям или требовательности ) и наличием нежелательных качеств личности ( например, демонстративности ), а также своеобразной мотивацией. При ложном авторитете искажаются отношения учителя и школьников:

​ «учитель-администратор», «командир» действует главным образом методами устрашения;

​ «учитель-приятель» поддерживает панибратские отношения с учениками;

​ «учитель-опекун» излишне помогает учащимся, освобождает их, насколько это возможно, от труда и требует за это любовь и благодарность;

​ «учитель-актер» позирует, рисуется перед классом, стремится произвести на детей сильное внешнее впечатление.

В последнее время образ идеального учителя несколько изменился. Он обычно не вписывается в широкий общественный контекст.

По данным К. Роджерса, лишь около 10% учителей обладает достаточным уровнем развития таких профессионально важных качеств, как глубокое понимание ученика, уважение и доверие к нему, искренность в выражении своих чувств. Но эти навыки могут быть развиты при специальной работе.

Важным и тоже многовариантным качеством учителя является индивидуальный стиль педагогической деятельности. А.К. Маркова создала типологию индивидуальных стилей деятельности на основе анализа их содержательных и динамических характеристик. К содержательным характеристикам относятся:

​ Преимущественная ориентация учителя на процесс обучения, или на процесс и результаты одновременно;

​ адекватность – неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

​ оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

​ рефлексивность – интуитивность.

К динамическим характеристикам относятся:

​ гибкость реакций на изменение ситуации – традиционность взаимодействия по заранее намеченному план;

​ импульсивность ( эмоциональность, склонность к импровизациям ) – осторожность ( планирование своих действий и тщательный анализ результатов );

​ устойчивость – неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации;

​ стабильное эмоционально-положительное – неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся;

​ в неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя – на обстоятельства – на других.

Учитель – человек, имеющий свои проблемы и нередко, благодаря своей профессии, оказывающийся в стрессовых ситуациях. Важным с этой точки зрения качеством становится фрустрационная толерантность – эмоциональная устойчивость к стрессу, способность противостоять различным педагогическим трудностям, сохраняя психологическую адаптацию. Она связана со способностью учителя адекватно оценивать реальную педагогическую ситуацию и видеть решение возникшей проблемы.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов.

Структура самосознания состоит из следующих компонентов:

​ моральный и нравственный компоненты;

​ осознание себя как субъекта деятельности;

​ и оценка своих психических особенностей и свойств;

​ осознание различных отношений; осознание себя во временной связи, в развитии.

Наряду с понятиями «модернизация», « оптимизация», «подушевое финансирование», современный учитель неожиданно узнал, что теперь его деятельность носит больше обслуживающий характер, и что профессия учителя подменяется словами « урокодатель», « модератор», «менеджер»и.т д. Вместе с тем учитель в наше время продолжает испытывать колоссальное чувство вины. Он виноват перед учащимися- потому что они плохо сдали учебные нормативы, контрольные, самостоятельные работы, ГИА и ЕГЭ; перед администрацией, потому, что не справляется с документацией, он беззащитен перед вышестоящими инстанциями, общественностью, родителями. Личную жизнь учителя замещает пассивный отдых, поэтому говорить о гармоничных семейных отношениях также не приходится. Не секрет, что условия труда, стилистика требований к современному учителю ( особенно в плане аттестации) порождают напряжение, агрессивные тенденции и невротические реакции с одной стороны, и - апатию, разочарование, безразличие, психосоматические симптомы с другой (и кстати, в таком положении огромное число педагогов продолжают честно относиться к своим обязанностям…)

Вышеописанные состояния, список которых далеко не полный, неизменно сопровождают людей, имеющих широкий круг контактов, ( учителей, психологов, врачей, социальных работников и др.) и получили общее название burnout-ВЫГОРАНИЕ. Данный термин впервые предложил в 1974 г. американский психиатр Г. Фрейденберг. Согласно ВОЗ, синдром выгорания-это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям. В настоящее время в 10-м пересмотре Международной классификации болезней проблемы производственного стресса, рассматриваемого в рамках синдрома выгорания, выделены под рубрикой Z/73.0 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью). Профессиональное выгорание представляет собой стресс-синдром как совокупность симптомов, которые негативно сказываются на работоспособности, самочувствии и межличностных отношениях субьекта профессиональной деятельности. Говоря более доступно, профессиональное выгорание можно назвать «расплатой за сочувствие», или «безграмотное сочувствие», а в случае с учителями, как плата за завышенные, идеалистические ожидания от педагогической деятельности. В последнее время, ввиду актуальности данной проблемы, появились публикации отечественных исследователей данного феномена. Например, Н.В.Гришина подчеркивает, что выгорание должно рассматриваться как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов. В.В. Бойко рассматривает феномен эмоционального выгорания как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В.Е. Орел говорит о близости эмоционального выгорания и психических состояний. Т.В. Решетова помимо специфических факторов: условия работы, нечеткая организация труда, неблагоприятная психологическая атмосфера, повышенная ответственность, выделяет неэмоциональность, неумение общаться, снижение социальных ресурсов (родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность),слабые границы «Я»(учителя). Согласно современным данным, выделяют следующие составляющие эмоционального выгорания:

Факторы, обусловливающие появление эмоционального выгорания:

-личностные (возраст, гендерные особенности, особенности характера, нравственные дефекты, мотивация на избегание неудач);

-ролевые (профессиональный тип,рутина в выполнении педагогической деятельности,слабый уровень эмпатии, пассивный уход от разрешения конфликтов, хроническая психоэмоциональная деятельность, трудный контингент, высокий темп деятельности.).

Симптомы профессионального выгорания:

Психофизиологические симптомы (чувство хронической усталости, ощущение эмоционального и физического истощения, личностная отстранненость, общая астенизация,головныеболи, боли в ЖКТ, резкое снижение или увеличение веса, полная или частична бессонница, желание сна в течении рабочего дня, одышка, нарушение сенсорной чувствительности, ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, чрезмерная потливость, дрожание.)

Социально-психологические симптомы (безразличие, скука, пассивность, депрессия, чувство подавленности, цинизм и черствость не только на работе, но и в личной жизни, повышенная раздражительность, нервные «срывы», отказ от общения, «уход в себя». Постоянное переживание негативных эмоций, для которых нет причин, чувство гиперответственности и чувство страха, что ничего не получится. Ощущение недостатка поддержки со стороны коллег, друзей, осознание ошибочного выбора.).

Поведенческие симптомы эмоционального выгорания (ощущение, что работа все тяжелее, а выполнять все труднее, смена режима дня, отказ от принятия решений, чувство бесполезности, безразличие к результатам, снижение энтузиазма, снижение самооценки, невыполнение крупных задач и застревание на мелких деталях, трата рабочего времени на «чаепития», ненужные разговоры, дистанцированность от коллег и учащихся, повышение неадекватной критичности, злоупотребление алкоголем, сигаретами, иногда ПАВ, уменьшение интереса к новым идеям, формализм в работе, ограничение социальных контактов работой, уменьшение интереса к досугу, хобби.

Стадии профессионального выгограния

Многие авторы выделяют три стадии эмоционального выгорания:

Первая стадия: провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных актов,и т д.( может протекать в течении 3-5 лет).

Вторая стадия: снижение интереса к работе, потребности в общении, никого не хочется видеть, в четверг ощущение, что уже пятница, нарастание апатии, появление устойчивых психосоматических явлений, сон без сновидений, повышенная раздражительность и т д.( может протекать в течении 5-15 лет).

Третья стадия -собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и к жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии приятней общаться с природой, животными, чем с людьми. Стадия может длится от 10 до 20 лет.

В соответствии с моделью американского социолога Каролины Маслач, выгорание является ответной реакцией на профессиональные стрессы, состоящей из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации, и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях перенапряжения, усталости, исчерпанности ресурсов в процессе педагогической деятельности («выжатый лимон»). Деперсонализация представляет собой негативное, циничное, бездушное отношение к коллегам и, особенно к детям («снежная королева»). Редукция личных достижений проявляется в снижении компетентности, негативном самовосприятии в профессиональном плане («внутреннее увольнение», или, если хотите, самоувольнение»). Редукция достижений в свою очередь может приводить к ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом в педагогическом коллективе, чувстве зависти, которое вызывают люди более успешные.

 

 

Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.

Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока, организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов [7].

Индивидуальные факторы. Исследователи выгорания (C.Maslach) показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям [7, 10].

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов .

Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания . Рассмотрим наиболее важные из них.

Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.

Учителя с высокой степенью данной характеристики имеют низкий уровень выгорания.

Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет наиболее тесные связи с выгоранием.

Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля». Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля. Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания .

В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А. Поведение типа А свойственно людям, предпочитающим бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем.

К.Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения) [10]. Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Организационные факторы.

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы.

Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывает положительный эффект и снижает уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели .

Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей. Особенно значимой является поддержка администрации . Для работников при стимулировании важно (и это отмечается многими исследователями) не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.

Кроме того, исследователи [6, 7, 9, 10] подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь. «Существенным препятствием становится наше незнание, - пишет А.Н.Моховиков, - действительно ли мы помогли, так как зачастую у нас нет информации о дальнейшем развитии ситуации».

Содействуют возникновению выгорания непосредственный глубокий контакт с учениками и острота их проблем [10].

А.Н.Моховиков называет и другие факторы возникновения синдрома выгорания: внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. Синдром профессионального выгорания – это реакция на стрессовые воздействия . В.В.Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия . Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания , это дает возможность разработать меры по его предупреждению.

1.В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга.

Пребывание на природе, походы в театр . Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов.

Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека.

 

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости .

Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

 

Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы. Некоторыми из этих приемов учителя пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. Поэтому важно:

- разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса учитель уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются своего рода техникой безопасности для его работы;

- осознать их;

- перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;

- освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия.

Опыт нашего взаимодействия с учителями позволяет выделить следующий банк естественных приемов регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы ученых на основе изучения психологии и физиологии человека, закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.

Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно сложные, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это – своего рода, техника безопасности для учителей.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

сожалению, многие авторы отмечают, что полностью преодолеть признаки эмоционального выгорания практически невозможно, однако есть ряд факторов. снижающих вероятность его последствий :

СОЦИАЛЬНЫЕ

1.​ Профессиональный рост и креативность, обеспечивающие повышение социального статуса. Реже выгорание отмечено в тех учреждениях, где высока сплоченность коллектива, работающего на какую-либо идею. Например: здоровьесбережение детей или инновационная деятельность.

2.​ Построение горизонтальной карьеры. Например: учитель ОБЖ получает образование учителя географии.

3.​ Высокий уровень коммуникативных умений.

ЛИЧНОСТНЫЕ

1.​ Хорошее знание собственных личностных особенностей (знать кто Я, и чего Я хочу на этом свете).

2.​ Социальный интерес (интерес к другим культурам, религиям, гуманистическая ориентация).

4.​ Гибкость в педагогическом подходе.

5.​ Увлеченность жизнью и профессией.

6.​ Наличие разнообразных увлечений (от вышивания крестиком до изобретения графена).

7.​ Потребность в самореализации

8.​ Гражданская позиция.

9.​ связь между эмоционально-психическим состоянием и поведением. Данная теория в целях предупреждения «сгорания» выделяет три стратегии «преодоления»: две активные (овладение ситуацией путем ее преобразования и изменения собственного отношения к ситуации) и одна пассивная (эскапизм как отказ от каких либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности).

Администрация школы может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит педагогам возможность профессионального роста, наладит поддержку учителей, повышающую мотивацию, а также четко распределит обязанности, продумав должностные инструкции каждого работника школы.

Диагностика профессионального выгорания

Диагностика профессионального выгорания

(К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Назначение: Изучение степени профессионального выгорания.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

Опросник

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным,

2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8.Я чувствую угнетенность и апатию.

9.Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18.Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждении).

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» - 0 баллов;

«очень редко» - 1 балла;

«иногда» - 3 балла;

«часто» - 4балла;

«очень часто» - 5 баллов;

«каждый день» - 6 баллов.

Ключ к опроснику.

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

«Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).

«Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).

«Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов

Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп

Что подразумевает эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе?

Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе, согласно исследованиям специалистов в этой области, предусматривает:

  • самостоятельную работу, без присутствия взрослого, а также способность не отказываться от помощи взрослых при возникших трудностях;
  • работу с ориентировкой на получение результата, а не только избегание неприятностей;
  • проявление активного познавательного интереса к новым видам деятельности, стремление к личным достижениям.

Будущего первоклассника ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для того чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Он должен уметь организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем в ходе учебной деятельности.

Недостаточное волевое развитие часто является причиной неуспеваемости ребенка, а низкий уровень самоконтроля характеризуется как показатель психологической незрелости.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить и даже проанализировать результат своего действия и собственные достижения. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо "взрослого" задания, побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Однако все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия.

Насильственные занятия или "запугивание" школой скорее дадут отрицательные результаты, чем помогут сформироваться волевой готовности ребенка к школе.

Исследования нейропсихологов показывают, что лобные отделы мозга ребенка оформляются только к 7 годам. Поведение ребенка до этого возраста непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное. Поэтому необходимо развивать его физические способности , двигательную сферу, значительное внимание уделять играм. Именно в этих сферах наиболее активно развивается волевая регуляции поведения. Малопривлекательную для ребенка деятельность сначала следует проводить в игровой форме. Тогда в дальнейшем он постепенно научится прилагать для этого волевое усилие. На основе общего развития ребенок перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого поведения. Посредником в этом процессе является взрослый, который направляет и учит ребенка контролировать поведение.


 


«Что подразумевает эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе?»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/4673/bssPhr1/?of=copy-f172c0c916

 

Какое значение имеет дневной сон в режиме дня в дошкольном образовательном учреждении?

Дневной сон является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка и важным режимным моментом в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ). Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в ДОУ, где воспитательно-образовательный процесс насыщен разнообразными формами образовательной деятельности, дающими как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Дневной сон способствует восстановлению физиологического равновесия детского организма, помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Учитывая то, что переход в состояние покоя требует определенного времени, важно создание соответствующих для этого условий: отсутствие посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины), благоприятная эмоциональная атмосфера. Кроме того, педагоги могут использовать разные средства: спокойную музыку, предметы для тактильного успокаивающего воздействия, тексты психологических установок, комплексы дыхательных и физических упражнений, декоративные элементы. Данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.

В соответствии с п. 11.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26, общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12–12,5 ч, из которых 2,0–2,5 ч отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 ч. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 ч. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр,закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.


 


«Какое значение имеет дневной сон в режиме дня в дошкольном образовательном учреждении?»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/3112/bssPhr1/?of=copy-43deb313b8

 

Как организовать профилактику безнадзорности несовершеннолетних

Екатерина Ильгова

Екатерина Ильговакандидат юридических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования Саратовской государственной юридической академии

Александра Фокина

Александра Фокинакандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России

Виктория Ярцева

Виктория Ярцеваюрист-редактор справочной системы «Образование»

Образовательные организации обязаны проводить профилактику безнадзорности несовершеннолетних. Рекомендация поможет руководителю организовать профилактическую работу по направлениям, которые устанавливает закон.

Кто организует работу

Работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних ведут все образовательные организации в пределах своих полномочий. Они входят в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основная задача школ и детских садов – своевременно выявлять детей в социально-опасном положении, детей группы риска и оказывать им помощь.

Ситуация: какие органы входят в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Ситуация: чем отличаются термины «безнадзорный» и «беспризорный» несовершеннолетний

Как спланировать работу

Составьте план работы по профилактике безнадзорности обучающихся на учебный год. Планируйте профилактическую работу с учетом возрастных и личностных особенностей обучающихся, положения семей. Используйте информацию о посещаемости и успеваемости обучающихся.

Поручите заместителю руководителя по воспитательной работе обобщать в течение учебного года опыт профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и семьями группы риска. Это поможет вовремя скорректировать план мероприятий.

Классным руководителям поручите составлять:

  • списки детей из семей в социально опасном положении, многодетных семей, неполных семей;
  • характеристики на детей группы риска.

Планируйте и проводите профилактику безнадзорности по двум блокам – в зависимости от целевой группы:

Как работать с обучающимися, их родителями

Чтобы организовать работу с обучающимися и их родителями по профилактике безнадзорности, действуйте по четырем направлениям:

Такой перечень действий устанавливает пункт 2 статьи 14 Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Работа с семьями в социально-опасном положении

В процессе деятельности образовательная организация выявляет детей и семьи, которые находятся в социально опасном положении.

Как выявить

Чтобы выявить несовершеннолетних и семьи, которые находятся в социально опасном положении, проводите комплексную работу. Например, используйте сведения, которые получили:

  • при анкетировании, опросе несовершеннолетних и их родителей;
  • при наблюдении за поведением несовершеннолетних, их внешним видом;
  • при анализе посещения образовательной организации, успеваемости;
  • от специализированных органов, в том числе органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав.

Признаки, по которым можно определить, находится ли несовершеннолетний или семья в социально опасном положении, дают определения в статье 1 Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Минобрнауки России в методических рекомендациях раскрывает эти признаки и детализирует их (письмо от 1 декабря 2015 г. № ВК-2969/07).

Несовершеннолетний находится в социально опасном положении, если он:

1) живет в обстановке, которая представляет опасность для его жизни и здоровья или не отвечает требованиям к его воспитанию и содержанию:

  • родители не исполняют или ненадлежаще исполняют обязанности по его воспитанию, обучению и содержанию и не следят за ребенком;
  • у него нет местожительства.

Обстановкой, которая не отвечает требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, можно считать условия, которые причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ);

2) совершил правонарушение – как преступление, так и административное правонарушение;

3) совершает антиобщественные действия – систематически употребляет наркотические средства, ПАВ, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, занимается бродяжничеством или попрошайничеством, совершает иные действия, которые нарушают права и законные интересы других лиц. При этом меры, которые принимает образовательная организация по профилактике алкоголизма и употребления ПАВ, пресечению антиобщественного поведения, не дают результатов.

Чтобы определить, находится ли семья в социально опасном положении, выясните:

  • есть ли в семье ребенок, которого признали находящимся в социально опасном положении;
  • привлекали ли родителя несовершеннолетнего к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию;
  • совершали ли родители несовершеннолетнего действия, которые могут отрицательно повлиять на его поведение;
  • привлекали ли родителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Все ситуации, которые позволяют определить социально опасное положение обучающегося, надо выяснять и подтверждать документально. Подтвердить можно документами:

  • обращением несовершеннолетнего, его родителей, иных граждан, органов либо должностных лиц;
  • представлением или иными документами органов и учреждений системы профилактики;
  • постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • постановлением органов внутренних дел, следственного органа, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего;
  • приговором или постановлением суда;
  • актом жилищно-бытовых условий семьи, в которой воспитывается несовершеннолетний;
  • иными документами.

Все документы, которые поступили в образовательную организацию в связи с безнадзорностью несовершеннолетних, учитывайте по правилам документооборота образовательной организации. Можете регистрировать такие документы вместе со всеми входящими или отдельно – так будет легче их найти.

Ситуация: может ли образовательная организация обследовать условия жизни несовершеннолетних

Ситуация: как обследовать условия жизни несовершеннолетних граждан и их семей

Как работать

Если образовательная организация получит документы с фактами о том, что ребенок находится в социально опасном положении, незамедлительно направьте уведомление:

  • в прокуратуру – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
  • комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о нарушении прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • орган опеки и попечительства – о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • орган управления социальной защитой населения – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
  • орган внутренних дел – о родителях несовершеннолетних или иных лицах, которые жестоко обращаются с несовершеннолетними или вовлекают их в совершение правонарушений, склоняют их к суицидальным действиям или совершают по отношению к ним другие противоправные деяния. Также сообщите, если выявили несовершеннолетних, которые совершили правонарушения или антиобщественные действия;
  • орган управления здравоохранением – о несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. Эти данные образовательная организация получит по результатам социально-психологического тестирования;
  • орган управления образованием – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из образовательных организаций либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий;
  • орган по делам молодежи – о несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении и нуждаются в оказании помощи по организации отдыха, досуга, занятости;
  • уголовно-исполнительные инспекции – о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, которые нуждаются в социальной и психологической помощи, трудоустройстве, о случаях совершения ими правонарушений или антиобщественных действий.

Такой перечень органов устанавливает часть 2 статьи 9 Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Работа образовательной организации с несовершеннолетними и семьями в социально опасном положении зависит от указаний, которые даст комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении конкретного ребенка или семьи. В соответствии с указаниями составьте и утвердите индивидуальный план работы.

Чтобы помочь семье в воспитании и обучении детей, поручите классному руководителю уделить ей особое внимание. Предоставьте классному руководителю возможность проводить беседы, организовывать консультации с родителями обучающихся, помогать родителям в воспитании обучающихся – как лично, так и совместно с психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования (Методические рекомендации, утвержденные приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21).

Помимо работы с семьями в социально опасном положении, организуйте индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, если они не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (п. 2 ст. 5 Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ). Такую работу проводите вместе с другими органами системы профилактики, например с органами внутренних дел.

Пример отрицательного влияния родителей на несовершеннолетнего

Если положительной динамики в семье после такой работы не видно, известите органы опеки и попечительства о том, что ребенок находится в обстановке, которая препятствует его воспитанию, создает угрозу жизни и здоровью (подп. 3 п. 2 ст. 9 Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ).

Работа с прогульщиками

Обратите внимание на тех обучающихся, которые не посещают или систематически пропускают по неуважительным причинам занятия. Выясните причины пропуска занятий, в каких социальных условиях живет несовершеннолетний. Проведите профилактические беседы с родителями, побудите их соблюдать обязанности по воспитанию своих детей. Окажите психологическую поддержку таким родителям и их детям.

Локальные акты образовательной организации могут предусматривать постановку детей, которые систематически без уважительных причин пропускают занятия, на внутришкольный учет. В таком случае определите в локальном акте основания и порядок постановки и снятия несовершеннолетнего с учета, категории несовершеннолетних, которые могут быть поставлены на учет. За основу возьмите методические рекомендации по персонифицированному учету несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением, которые Минобрнауки России направил в письме от 28 апреля 2016 г. № АК-923/07.

Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся принимает руководитель образовательной организации или ее коллегиальный орган, например совет профилактики, педагогический совет.

На учет могут быть поставлены несовершеннолетние, которые:

  • не посещают или систематически без уважительных причин пропускают занятия, не успевают по учебным предметам;
  • участвуют в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;
  • допускают неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных актов;
  • иные.

Учет можно вести в форме банка данных, картотеки, журналов учета или в иных формах, которые закрепляют локальные акты образовательной организации. Важно, чтобы формы учета отражали информацию о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета.

Внимание: персональные данные, которые вносите в формы учета, получайте, обрабатывайте и храните в соответствии с требованиями Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Как организовать социально-психологическую и педагогическую помощь обучающимся

Оказывайте социально-психологическую и педагогическую помощь обучающимся:

Организуйте совместную работу классного руководителя, психолога, педагога-психолога, социального педагога. Социально-психологическую помощь могут оказывать психолого-медико-педагогический консилиум или социально-психологическая служба, если они организованы в образовательной организации. Эти службы могут снять дополнительную нагрузку с работников и более системно работать с обучающимися.

Социально-психологическую и педагогическую помощь организуйте по направлениям:

1. Диагностическое и коррекционное. Выявите:

  • социальные и личностные проблемы несовершеннолетнего, например, сиротство, инвалидность, нарушения темпа и качества формирования отдельных психических функций или произвольного управления ими, депривация значимых потребностей ребенка в семье (в безопасности, в развитии, в общении, в обучении) и др.;
  • причины отклоняющегося поведения детей – нарушения психического развития, дефекты волевого развития и нравственного сознания, криминальное определение себя, парадоксальное отношение к девиантному поведению (как к привлекательному и правильному), дефицит социально-поддерживающих систем разного уровня;
  • причины социального неблагополучия семьи – алкогольная или наркотическая зависимость родителей, психическая болезнь родителей, отбывание уголовного наказания, криминальная принадлежность члена семьи, частые контакты с антисоциальными лицами, отсутствие в семье постоянного источника дохода.

Установите контакт с семьей обучающегося. Учитывайте, каким образом семья относится к ОВЗ, поведенческим или учебным трудностям ребенка.

Как относится семья к трудностям ребенка

Как работать с семьей

Отрицание: не верят в то, что ребенок проблематичен или болен, имеет особые нужды, ограничения

  • не вступать в споры и не доказывать, что есть проблема или болезнь;
  • информировать о фактах, характеризующих поведение и состояние обучающегося

 

Гнев: проявляют агрессию в адрес окружающих или самого ребенка

  • дать высказаться и не защищать тех, кого обвиняет родитель;
  • если есть конфликт между этим родителем и другими участниками образовательного процесса – не поддерживать конфликт;
  • предложить обратиться к другому специалисту – учителю, психологу, врачу и т. д.

Торг: пытаются получить избавление от трудностей или болезни ребенка в обмен на свое «хорошее поведение». Бывают нерациональные надежды и действия, например ничего не требовать от ребенка

  • эмоционально поддержать – сказать о достоинствах, которые вы видите в родителе;
  • предложить, как действительно можно устранить трудности в обучении и поведении ребенка

Депрессия: проявляют горе, упадок сил, апатию, переживают от одиночества и безнадежности

  • выразить сочувствие и понимание;
  • помочь определить ключевые задачи и цели, предложить этапы их достижения

 

Принятие: понимают возможности и ограничения ребенка

  • обсудить индивидуальный подход к обучению ребенка;
  • дать рекомендации по обучению и воспитанию ребенка

 

Организуйте помощь семье в воспитании и обучении ребенка, если она в этом нуждается:

  • своевременно ставьте семью в известность о трудностях ребенка и об ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • предложите помощь специалистов образовательной организации, которые могут оказать помощь семье и ребенку, – педагогов, психологов, социального педагога;
  • сформируйте рекомендации для семьи по оптимизации учебной деятельности и социальной адаптации обучающегося;
  • встречайтесь с семьей обучающегося не реже одного раза в месяц, обсуждайте динамику и вносите коррективы в рекомендации.

Разработайте психокоррекционные программы обучения и воспитания, чтобы помочь ребенку в устранении причин, оказывающих отрицательное влияние на его поведение и учебу. Следуйте правилу единства диагностики и коррекции. Основывайтесь на данных индивидуальной психодиагностики картины развития обучающегося. Учитывайте сильные стороны и факторы риска в развитии проблемного ученика. В коррекционных программах предусмотрите:

  • вариативные по сложности и форме задания и возможность выбора задания;
  • возможность проявления детской инициативы;
  • интерактивную работу с учетом возрастных и индивидуальных интересов обучающихся.

Чтобы оценить эффективность коррекционной деятельности, отслеживайте персональную динамику обучающегося, а не статичные показатели в сравнении в нормой.

2. Профилактическое. Выявите факторы отклоняющегося поведения у обучающихся на ранних стадиях. Уделите особое внимание:

  • первоклассникам с низким уровнем психологической готовности к обучению;
  • обучающимся начальной школы с дефицитом учебной и познавательной мотивации;
  • пятиклассникам, которые испытывают затруднения в освоении программы, соблюдении дисциплинарных требований и общении;
  • обучающимся средней школы с выраженным протестным, провокационным, агрессивным, аутоагрессивным поведением, прогулами, стабильно низкой успеваемостью.

Разработайте программу на основе опыта педагогов в работе со «сложными» детьми, чтобы предупредить дезадаптацию обучающихся. Программа должна быть направлена на расширение контактов социально незащищенного ребенка с социумом, приобретение им как можно более разнообразного положительного опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Методическое. Проводите анализ и обобщение результатов сопровождения «сложных» детей, детей с ОВЗ. Направляйте специалистов на семинары-практикумы, конференции по проблемам воспитания и социализации. Актуализируйте программы психологической профилактики и коррекции отклонений у обучающихся. Проводите внутришкольные педагогические мастерские с обменом опытом между работниками школы.

Совет: если своими силами справиться не получается, предложите родителям подростка обратиться в специальные организации, которые оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним

Как организовать досуг

Чтобы профилактика безнадзорности была успешной, организуйте в школах и детских садах общедоступные спортивные секции, технические и иные кружки, клубы. Привлекайте к участию в них несовершеннолетних. Особое внимание уделите тому, чтобы в таких мероприятиях были задействованы обучающиеся из групп риска.

Делайте упор в мероприятиях на развитие у несовершеннолетних умений:

  • мирно общаться друг с другом, родителями, иным окружением;
  • ценить дружбу, поддержку, внимание;
  • оказывать поддержку другим, нести ответственность за свое поведение;
  • бережно относиться к окружающей среде.

Организовывайте мероприятия на тему здорового образа жизни и активного отдыха. Сочетайте их с проектами, конкурсами, играми, квестами и другими мероприятиями, которые проводите в рамках профилактики алкоголизма и употребления ПАВ.

Совет: организуйте объединения и мероприятия для обучающихся с «нулевым» входным уровнем умений

Ситуация: как предотвратить преступления против детей

Как сформировать законопослушное поведение у обучающихся

Чтобы организовать профилактику безнадзорности, реализуйте программы и методики, которые направлены на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Такая работа тесно связана с профилактикой правонарушений среди подростков.

Проводите совместные семинары, лекции, круглые столы, мастер-классы с органами управления образованием, органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства. Привлеките к работе уполномоченного по правам участников образовательного процесса, поскольку он занимается правовым просвещением и конфликтами среди обучающихся и родителей.

Организуйте для подростков деловые и ролевые игры, которые выработают у них модель законопослушного поведения, позволят видеть в каждой ситуации свои права и обязанности.

Используйте методы социального проектирования. Позвольте подросткам почувствовать, что от их решения и действий зависит не только их будущее, но и дальнейшая судьба образовательной организации, окружающих людей. Развивайте государственно-общественное управление, включайте обучающихся в состав органов управления, чтобы они участвовали в обсуждении нововведений в образовательной организации, проектов локальных актов.

Поддерживайте развитие в школе ученического самоуправления и деятельности детских общественных объединений.

Инициируйте на базе образовательной организации социально значимые проекты, конкурсы, акции – экологические, благотворительные. Участвуйте в подобных мероприятиях регионального и федерального уровней.

Пример благотворительной акции

Как работать с педагогическими работниками

Чтобы профилактика безнадзорности несовершеннолетних была эффективной, развивайте навыки и умения педагогов в этой сфере:

  • проводите педсоветы-практикумы по рассмотрению и внедрению новых методик профилактики безнадзорности детей;
  • тренируйте навыки педагогов по эффективной коммуникации;
  • оказывайте методическую помощь классным руководителям в разработке личностно ориентированных и социально значимых методик по предупреждению асоциального поведения детей;
  • направляйте педагогов на научно-практические конференции по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


 


«Как организовать профилактику безнадзорности несовершеннолетних». Е.В. Ильгова, А.В. Фокина, В.Е. Ярцева
Кто организует работу . Как спланировать работу . Как работать с обучающимися, их родителями . Как работать с педагогическими работниками
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/4207/dfashdg978/?of=copy-734f326ab5

 

Какую роль в психологической готовности ребенка к школьному обучению играют родители?

Родители (законные представители) играют важнейшую роль в развитии ребенка, тем более в психологической готовности к школьному обучению. Тема подготовки ребенка к школе является для них актуальной и значимой. Современные родители информированы по многим вопросам воспитания и развития детей. Они имеют возможность изучать разнообразную литературу, знакомиться со взглядами специалистов на страницах различных периодических изданий, пользоваться информацией сети Интернет. Однако проведенные исследования показывают существенные расхождения теоретических взглядов родителей (законных представителей) c практикой семейного воспитания.

Многие родители (законные представители) полагают, что наиболее значимым для подготовки ребенка к обучению в школе, является развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Но на практике наибольшее внимание они уделяют обучению ребенка навыкам чтения, письма и счета. Исследования показали, что очень мало внимания уделяется таким вопросам, как здоровье и физическое развитие ребенка. Эти стороны подготовки детей к обучению в школе или просто не рассматриваются родителями (законными представителями), или считаются ими чем-то само собой разумеющимся.

Основные трудности, возникающие у родителей (законных представителей) при подготовке детей к школе, связаны со сниженной мотивационной и волевой готовностью ребенка, физической незрелостью организма, недостаточной развитостью таких психических познавательных процессов как память, внимание, а также с отсутствием времени для общения с дошкольником.

Другой важной стороной подготовки детей к обучению в школе и дальнейшей успешной адаптации уже в процессе обучения является воспитательная позиция родителей (законных представителей). Исследования показывают, что если они принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда дошкольник развивается полноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития. Если же родители (законные представители) не принимают ребенка, его интересы, увлечения, его мысли и чувства кажутся им несерьезными, и они игнорируют их, то ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям, которые могли бы способствовать более благоприятной психологической готовности к школьному обучению.

Проблемы возникают и при авторитарных методах воздействия на ребенка, подавлении инициативы и чувства собственного достоинства, завышенных ожиданиях родителей (законных представителей). Исследования специалистов показали, что те родители (законные представители), которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.

Переход к школьному обучению совпадает по возрасту с кризисным периодом. Этот этап сам по себе достаточно сложен для ребенка. Новая социальная ситуация развития, новые требования, новая позиция ученика. От родителей (законных представителей) требуется безоговорочная поддержка, понимание и принятие ребенка в предшкольный период. Авторитарная позиция с их стороны может усугубить процесс адаптации, снизить интерес к школе и обучению в целом.

Гиперопекающая позиция родителей (законных представителей) предполагает заботу, ограждение ребенка от трудностей. Однако в результате у детей также отсутствует самостоятельность, инициатива. А переход в школу требует от ребенка большей самостоятельности, ощущения себя человеком, стоящим на новой позиции. Родители же, как показывают исследования специалистов, гиперопекающей позицией наносят серьезный вред процессу подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. В результате, приходя в школу, дети оказываются неприспособленными к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, главная задача родителей (законных представителей) в процессе предшкольной подготовки – поддержать интересы и инициативы ребенка, сформировать у него познавательный интерес, способствовать возникновению и закреплению желания учиться, заботиться о его здоровье и физическом развитии. Расхождение теоретических представлений родителей (законных представителей) с практикой воспитания свидетельствует о необходимости оказания им квалифицированной помощи.


 


«Какую роль в психологической готовности ребенка к школьному обучению играют родители?»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/4662/bssPhr1/?of=copy-41de79a881

 

2.jpeg

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Мишонова Ксения

Официальный сайт: http://uprmosobl.ru

E-mail: upr@mosreg.ru 

Телефоны: 8-495-650-23-64;

                      8-916-401-89-13

Заведующий Ручкина Татьяна Юрьевна Написать письмо